Holger Barske, главный редактор LP Magazin, сентябрь 2006, выпуск 6/06
Raven с аббревиатурой “AC” гордо щеголяет тремя моторами в системе привода диска. Это опция. При том недешевая: проигрыватель стоит €7,800, трёхмоторная версия - на €2,000 дороже.
Несколько слов о конструкции Raven:
рама могучего шасси проигрывателя вырезана из специально разработанного полимера. Уошник объединил её с впечатляющей опорной плитой, выточенной из массивной стальной заготовки. В углах - возвышения из нержавеющей стали, каждое из которых может служить основанием для тонарма. При желании проигрыватели Raven можно оснастить четырьмя тонармами.
Шасси для тонармов изготавливаются из бронзы и прикручиваются к четырем стальным башням. Как поклонник ножек Stillpoint (американские поглотители резонансов) Том Уошник часто комплектует ими свои проигрыватели – таков и тестируемый образец. Установка высоты опор не вызывает трудностей, поскольку каждая из трех ножек регулируется при помощи винта.
В центре могучего основания расположена толстая плита из нержавеющей стали, в которую вмонтирован монументальный вал подшипника. Здесь нет подшипника с одним шариком, вместо этого на валу фрезерован выпуклый купол, который выполняет ту же функцию. Опорный диск имеет ответную часть, также произведённую из полимерного блока (по крайней мере, таковы «обычные» проигрыватели Raven).
В версии AC наряду с полимерным применен массивный медный диск. Это значительно повышает момент инерции и существенно изменяет резонансную структуру узла. Том Уошник не был бы перфекционистом, если бы просто водрузил медный диск сверху. Медный и полимерный диски крепко-накрепко соединяются при помощи винтов, и только после этого специалисты приступают к фрезерованию детали на токарном станке для точнейшей подгонки. По мнению Уошника, строжайшие допуски при изготовлении совершенно необходимы, и только так можно их обеспечить. Между прочим, аббревиатура AC – это сокращение от латинского Ars Cyprium, что значит “ore from Cyprus”, или медь. Слой лака надежно и надолго предохраняет металл от окисления, а с грампластинкой контактирует мат “Millennium M-Mat” – тонкий углеродный диск, покрытый с одной стороны вельветом.
Необычная комбинация материалов не была простой фантазией инженера. Том Уошник много лет экспериментировал с разными сочетаниями в своей маленькой тихой комнате, прежде чем принял эту идею к реализации. Это, а также весьма редко встречающаяся производственная стратегия, в соответствии с которой TW-Acustic практически не имеет поставщиков, и все части проигрывателей изготавливаются вручную самим главой фирмы, объясняет, почему компоненты Raven произвели сенсацию в Германии и во всем мире.
Значительные сроки поставок объяснимы: невозможно изготавливать продукцию тщательно и вместе с тем быстро и в больших объемах.
Проигрыватели Raven комплектуются DC-моторами с высоким крутящим моментом и управляемыми контрольной системой на основе микропроцессора. Даже один такой мотор способен обеспечить высокую точность и стабильность вращения, а здесь три мотора (Pabst в Black Forest) работают с ремнем, который отшлифован, чтобы его толщина колебалась в пределах сотой доли миллиметра. Я назвал имя Pabst в качестве изготовителя мотора, но тут нужно подчеркнуть, что Том Уошник в неуемном стремлении к совершенству критически пересмотрел всю его конструкцию – он внес изменения даже в магнитную систему, которая, как мне сказали, весьма непростая.
Центральный контроллер отвечает за согласованную работу трех моторов, поэтому три мощных двигателя работают идеально синхронно. Конечно, на рынке есть несколько проигрывателей с тремя моторами, но я никогда раньше не встречал конфигурации, подобной Raven: три мотора расположены слева, справа и спереди в центре.
Один ремень охватывает диск проигрывателя и шкивы трех моторов в последовательности, которая сначала меня удивила. Один из обычных аргументов в пользу трех моторов – это симметричная нагрузка без радиальных сил, воздействующих на подшипник. Я не верю, что значительное увеличение крутящего момента может быть полезным, поскольку разделение нагрузок между тремя ремнями предпочтительнее. Фактически, принимая во внимание невысокий угол контакта ремня и поворотного диска, в этой конфигурации можно ожидать снижение момента вращения. Том Уошник лишь ухмыльнулся, услышав это возражение: "Я все перепробовал – мое решение просто наилучшее по звуку." Увидим… (мне следовало бы сказать «услышим»…).
Благодаря гибкости узла крепления тонарма, на Raven AC практически можно инсталлировать любые тонармы, и Уошник не принуждает потребителя отдавать предпочтение тонармам Da Vinci, которые он дистрибутирует. Однако в данном случае мы имеем дело с карданным механизмом, помещенным между двумя подшипниками с рубиновыми контактными частями и минимальным люфтом. Все металлические части изготовлены из бронзы, матированы для получения эффекта мерцания. Том настоял на том, чтобы шелл изготавливался из алюминия, но эффективная масса даже такой версии Grandezza составляет 18 грамм, а с нормальным бронзовым шеллом тонарм еще тяжелее (алюминиевая версия доступна только в Германии).
Длина трубки тонарма – двенадцать дюймов; есть модели с более короткими трубками: 9 или 10 дюймов. В соответствии с современной тенденцией трубки выполняются из дерева. В данном случае это древесина Grenadilla (африканское черное дерево). Полностью высушенная, эта древесина – одна из самых прочных. Прижимная сила устанавливается при помощи трех скользящих противовесов, и обычно применяются все три – только в случае использования некоторых звукоснимателей вы сможете оставить одно из этих колец в изящной деревянной коробочке.
Часть 2
Grandezza имеет выходы на двух гнездах RCA – обычно TW-Acustic применяет отличные разъемы NextGen производства WBT. Это значит, что для соединения с предусилителем или фонокорректором требуется только кабель с соответствующими коннекторами и земляной провод, что значительно облегчает эксперименты с проводниками.
База тонарма напоминает классическую SME, геометрия Da Vinci – как у классических британских тонармов (за исключением 10-дюймовой версии). Швейцарский тонарм имеет магнитный антискейтинг, сила которого регулируется простым поворотом винта.
Сборка оборудования – не самая простая задача. Для установки трехмоторной версии Raven требуется много свободного места: монументальный проигрыватель нужно размещать на полке не менее 67 см в ширину и 57 см в глубину. К тому же полка должна быть довольно прочной, поскольку масса агрегата – приблизительно 70 кг. Я никогда не перестану удивляться тому, что такое, в общем, деликатное устройство столь неподъёмно!
Мне памятен звук базовой модели Raven. В этот раз Raven AC (сначала с одним мотором и тонармом SME M2-12) противостоял моему надежному, проверенному «в боях» Transrotor Fat Bob. «Маленький» Raven, помнится, весьма осложнил жизнь моему алюминиевому чемпиону, особенного в его любимой дисциплине – динамике. Стратегия Raven AC была иной.
Стиль AC менее жесткий и не такой эффектный, но он гораздо более сбалансированный. Открытости и ничем не сдерживаемому динамизму Transrotor – качествам, временами производящим ошеломляющее впечатление на некоторых особенно впечатлительных слушателей, – Raven AC противопоставлял замечательное самообладание и выдержку. Не хочется критиковать мой любимый Transrotor, но я обязан признать, что Raven AC звучал просто более корректно.
Rotor утюжил некоторые нюансы, а большой Raven чрезвычайно деликатно высвечивал тончайшие детали, притом он делал это с относительно недорогим тонармом SME M2-12. Когда же за дело взялся Grandezza, звук полностью утратил налет формализма, раскрепостился, воспрянул, открылось широкое окно в бескрайний музыкальный простор… Благо звукосниматель попался подходящий. Для тонарма с эффективной массой 18 грамм требуются головки вроде Denon DL103 или Ortofon SPU.
К сожалению, идеальным партнером для Grandezza оказался довольно-таки недешевый звукосниматель: Clearaudio Goldfinger за «нескромные» €7,500. Скажем, топовая модель Erlangen фантастически здорово гармонирует со швейцарским тонармом. Деликатный стиль Da Vinci великолепно сочетается с почерком Goldfinger.
Ни намека на резкость, феноменальный трекинг во всем диапазоне, необычайно воздушная, прозрачная, парящая и точная по рисунку музыкальная сцена.
На что же способен Raven с еще одним или двумя моторами? Добавление одного мотора не дает ровным счетом ничего. Признаюсь, мне не удалось услышать каких-либо изменений в звуке. Добавляем третий мотор и получаем заметный прогресс. Изменения не очень большие, но ощутимые. Они точно сахарная глазурь на и без того превосходном пироге… Здесь больше глубины и тепла в передаче вокала, чуточку больше великолепия и блеска в звучании оркестровой меди. А в тихих фрагментах вас наполняет ощущения покоя и неги.
Стоит ли выкладывать еще €2,000? Не стоит обманываться: покупая дорогой продукт, кто не потратит еще немного денег, чтобы избавиться от сомнений, что он стал владельцем наилучшей аналоговой конфигурации.
Коротко о главном:
“… Только правда и ничего кроме правды. Большой Raven предлагает совершенно сбалансированное сочетание мощи, деликатности и превосходного трекинга. Тональные неровности, какие-либо ограничения полностью отсутствуют. Тонарм «с характером» Da Vinci Grandezza в сочетании подходящим звукоснимателем способен погрузить вас в музыкальную нирвану.
перевёл Артём Аватинян