Продукция
Головки звукоснимателя МС
Фонокорректоры ММ/МС
Тонармы
Повышающие МС трансформаторы
Виниловые проигрыватели
Фонокабели
Стойки для аппаратуры и aксессуары
Акустика для дома
Рупорная акустика
Ламповые и гибридные усилители
Межблочные кабели
Акустические кабели
Сетевые аудио кабели
Транзисторные усилители
Аудио ЦАП

Тест. Фоно-картридж Analog Relax EX1000

Вы слышали о кедре ЯКУСУГИ? Если вы слышали об этом, вы, по крайней мере, на один шаг впереди меня.- Майкл Фремер, Analog Corner, ноябрь 2021

Фоно-картридж Analog Relax EX1000

Как я рад вернуться к работе со сверхчистым электричеством в сети! Особенно после того, как я провел последние несколько недель, слушая удивительно чисто звучащий картридж Analog Relax EX1000.  

Вы слышали о кедре ЯКУСУГИ? Нет. Я также никогда не слышал об Analog Relax. Если вы слышали об этом, вы, по крайней мере, на один шаг впереди меня. В рекламном проспекте говорится, что Analog Relax производится компанией ZOOT Communication. На сайте компании я узнал, что по-японски «zoot» означает «всегда». Президент ZOOT Communication Ясуши Юруги также является большим поклонником Zoot Sims. Он основал единственный в мире фан-клуб Zoot Sims. 

EX1000 — лучший картридж компании. Согласно отправленной по электронной почте брошюре, корпус головки вырезан из куска редкого кедра Якусуги, которому более 2000 лет. Каждый компонент был «доведён до совершенства». Картридж имеет «органичное и чувственное звучание, подобного которому еще никто не слышал». Чего-чего?

У кедра якусуги захватывающая история, которая объясняет его влияние на звук — как и все разновидности древесины для картриджей, от змеиного дерева в специальном выпуске Miyajima Labs Madake до кокоболо в Grado's Epoch 3. Чем экзотичнее название, тем лучше! 

Вы сами можете всё прочитать о кедре якусуги на веб-сайте Analog Relax, но в двух словах: сложные, необычные условия выращивания приводят к образованию годичных колец шириной 1–2 мм, что формирует прочную и жесткую древесину. Растущие во влажной среде деревья выработали специальную смолу, которая предохраняет древесину от гниения. Деревья охраняются законом, и продавать можно только уже когда-то срубленные, поэтому дефицит древесины будет увеличиваться. Вот такая картина. 

Конструктив

Помимо корпуса (который выглядит так же потрясающе, как блестящие фрукты из супермаркета, покрытые пчелиным воском), двигатель состоит из «высокочистых» медных катушек, неодимовых магнитов и рубинового кантилевера гораздо меньшего диаметра, чем обычно. Кантилевер заканчивается стилусом «Super Curve Line Contact (версия 2)». Выходное напряжение  «более» 0,5 мВ, внутреннее сопротивление 15 Ом, рекомендуемая прижимная сила для картриджа 9 г составляет 2 г. 

Импеданс и относительно высокая выходная мощность указывают на большее количество витков провода, более высокий импеданс и более высокую движущуюся массу, чем у большинства картриджей с более низкой выходной мощностью и более низким импедансом. То, чего я ожидал, независимо от тембральной живости, было умеренное, а не исключительное разрешение деталей.

Звучание

Сейчас я процитирую сайт, потому что этот картридж звучит именно так, как там описано.  Но сначала краткое описание профиля стилуса: «Версия 2 —  модернизированная версия этой иглы. Новый стилус сохраняет преимущества оригинала, который имеет форму линейного контакта, только передний край кончика иглы имеет кривизну, позволяющую собирать всю информацию с пластинки с помощью многоугольной резки». Выделение, которое следует курсивом, принадлежит мне: «Он особенно хорошо воспроизводит живые инструменты и человеческие голоса, создавая своего рода чувственный звук. Еще одна замечательная особенность заключается в том, что вы не почувствуете никаких внутренних искажений». 

EX1000 отлично отслеживает боковую пиковую дорожку Ortofon Test Record на 80 мкм и издает едва слышное "жужжание" на дорожке 90 мкм, что свидетельствует о том, что картридж является превосходным трекером — одним из лучших, если не лучшим, картриджем MC, который я когда-либо измерял. 

Впечатления

Несколько приятелей, которым я демонстрировал этот картридж, восклицали то, что я думаю про себя каждый вечер, когда слушаю Analog Relax EX1000: "Голоса!" Вокальное исполнение этого картриджа определенно является «своего рода чувственным звуком». «Velvet Fog» Мела Торме никогда не звучал лучше, чем на EX1000. 

Голос Мэла становится бархатным, вслед за горлом проникая в грудную клетку. Акустически чувственная вокальная подача источает «бархат», не звуча ни мягко, ни тепло, ни приглушенно, и при этом она не жертвует переходной артикуляцией. У этого картриджа этот аспект лучше, чем у любого другого картриджа, который я слышал. Просто это звучало более правдоподобно.

На днях у меня случился сбой с Мелом, когда я проигрывал по сети Mel Tormé and Friends (Finesse Records W2X 37484), Mel Tormé Swings Shubert Alley (Verve MG VS-6146) и Mel Tormé Sings Sunday in New York (Atlantic SD 8091), который был записан инженерной легендой Биллом Патнэмом. EX1000 не превращает каждого вокалиста в Бархатный Туман, не добавляет грудастых красок и текстурно не утолщает вокалисток. Обязательно послушайте, например, альбом Joni Mitchell: The Reprise Albums (1968–1971) (Rhino RI 653984). 

Что бы ни было в этом картридже ответственно за столь правильную тембровую и фактурную подачу, она настолько искусно прорисована, что не обращает на себя внимание как на окраску. Это скорее тонкое улучшение реальности сверху вниз. 

Сравнения

Поскольку  ап-грейд моей сети поднял все на новый уровень, я, конечно, воспроизвел несколько треков, используя Haniwa, а затем Lyra Atlas Lambda SL, для сравнения. Оба отдали должное Мелу  — я до сих пор выхожу из комнаты каждую ночь, пошатываясь, — но что-то в представлении Analog Relax EX1000 было экстра-бархатистым на вокале Мела, хотя и не до такой степени, чтобы быть приторным или раздражать. Чувственный и ласкающий, но никогда не мягкий и не расплывчатый, картридж особенно хорошо отдавал должное контрабасу и массивным струнам. Динамический щипок контрабаса, сопровождаемый древесным сустейном, создавал ритмическую мощь и именно тот «чувственный звук», который обещал рекламный ролик на сайте.

Grado Epoch3 обладает схожими качествами, но из-за несколько мягких высоких частот и нечетко выраженных переходных процессов он меньше подходит для рока и электронной музыки и больше подходит для классики и некоторых видов джаза. Analog Relax EX1000 хорошо работал со всеми музыкальными жанрами, которые я использовал. 

Один мой друг говорит, что он никогда не слышал, чтобы Лу Рид звучал более "лу-ишовски" на Transformer (LSP-4807 OP). (Я не имею в виду недавнего переиздания «Speakers Corner»: он унылый и безжизненный.) С EX1000 колокольчик и гитарные партии в «Vicious» звучали так резко и с металлической чистотой, какую только можно пожелать, и — это правда — голос Лу «звучал более лу-ишовски». Двойной акустический и электрический бас в "Walk on the Wild Side" имел плавную точность и вес без намека на раздувание или излишество. Рендеринг EX1000 вокальных гармоний в недавнем ремастере Криса Беллмана Déjà vu CSN&Y (Rhino/Atlantic R2 625238) придал каждому голосу свою гармонию и текстуру, которых я никогда не слышал на этой пластинке. 

Медные духовые, трости и струнные поют через этот картридж с плавным сустейном и щедрым, плавным, поднимающим настроение затуханием. Недавнее переиздание компанией Electric Recording Company композиции Encores Дэвида Ойстраха (ERC 070/UK Columbia SAX 2253) в сопровождении Владимира Ямпольского на фортепиано взлетело: гладкие как шелк струны, идеальная клавишная атака и сустейн деки представлены в щедром трёхмерном пространстве. Мне нравится, когда картридж ставит Лу Рида и Дэвида Ойстраха на равные звуковые поля! 

Да, это банальная чепуха, но Честер и Лестер (RCA APL1-1167) 1976 года с Четом Аткинсом и Лесом Полом — это очень весело, два гитарных мастера, работающие по старым стандартам. Это очень похоже на альбом Neck and Neck, который Аткинс записал с Марком Нопфлером, который одинаково хорош и хорошо записан. В Chester & Lester гитарный звук Пола теплый, мягкий и купается в реверберации, в то время как у Аткинса он ярче и смелее. Этот картридж прибил его, представив дуэт в виде огромного звукового пузыря, который простирался практически до моих коленей. На последнем треке "Out of Nowhere" у них короткий разговор. Они разговаривали в моей комнате. Каким-то образом этот картридж так же хорошо работает с Led Zeppelin, как и с Брукнером.

Резюме

Я не знаю, почему Analog Relax EX1000 должен стоить так дорого (17 500 долларов в России), но это так, и импортер утверждает, что маржа не так уж высока. Если кто-то может сделать что-то подобное за несколько тысяч, я бы хотел это услышать! Я надеюсь, что вы услышите Analog Relax EX1000 на выставке или в выставочном зале дилера. Если вы это сделаете, я уверен, что вы услышите именно то, что я описал. 

Если вы можете себе это позволить, берите. Если не можете — постарайтесь не ныть и не стонать. Чёрт возьми! Теперь я должен упаковать его и вернуть импортеру. 

Вернуться к списку