Продукция
Головки звукоснимателя МС
Фонокорректоры ММ/МС
Тонармы
Повышающие МС трансформаторы
Виниловые проигрыватели
Фонокабели
Стойки для аппаратуры и aксессуары
Акустика для дома
Рупорная акустика
Ламповые и гибридные усилители
Межблочные кабели
Акустические кабели
Сетевые аудио кабели
Транзисторные усилители
Аудио ЦАП

Система из компонентов CSPort

9 февраля 2022 года

Николай Ефремов, Salon AV

С этой небольшой японской компанией мы уже знакомы. И в дизайне её уникальной техники, и в звучании чувствуется утончённая эстетика с настоящей гармонией между увиденным и услышанным.

Нынешняя наша система почти полностью состоит из компонентов CSPort, так что есть надежда прочувствовать восточную звуковую философию в её чистом виде.

Система из компонентов CS Port

БИОКОНСТРУКТОР

Система из компонентов CSPort

Удивительно, что даже в массовую продукцию японские компании умудряются внести элементы традиционной эстетики; опытный глаз никогда не спутает хай-файный усилитель с шильдиком Made in Japan с европейским или американским. А у небольших фирм национальное сознание, в основу которого положен самурайский принцип «не потерять лицо», проявляется при ведении бизнеса особенно заметно. И многие подходят к делу с традиционной философией – не просто заработать денег, но и сделать для людей что-нибудь реально полезное. 

Философия компании CSPort заложена в её названии и формулируется так: «Подобно тому, как морские порты защищают акватории от приливов и ветров, позволяя кораблям свободно заходить и выходить, наша технология устраняет все шумы и создает теплый звук на входе и выходе аудиосигнала».

Долгий путь к одному такту

При взгляде на новый проигрыватель ТAТ2M2 вспоминается древнее японское понятие «ваби» - спокойная красота вещей. В облике этого аппарата ничто не бросается в глаза, но он действительно красив – мягкие цветовые сочетания и строгие линии приятны для длительного созерцания.

Новый проигрыватель Cs Port TAT2M2

В отличие от старшей модели TAT1, у «двойки» двигатель установлен не в отдельном блоке, а на общей плите массой 19 кг, которая искусно выточена из природного реликтового гранита возрастом более 1 млн. лет. Разумеется, предприняты меры для полной развязки всех возможных вибраций. Мотор точно такой же – бесколлекторный, с питанием постоянным током от фирменной системы XFD, которая выдаёт чистое и стабильное напряжение. Вращение на 18-килограммовый диск из немагнитной нержавеющей стали передаётся через тонкую нить из арамидного волокна. Скорости вращения 33 и 45 об/мин поддерживаются с точностью ±0.3% без замкнутых следящих систем, что исключает даже мгновенные колебания. Нестабильность возможна лишь во время разгона диска, в устоявшемся режиме она не выходит за указанные пределы. 

Пластинка прижимается тяжёлым стальным клэмпом.

Трение в главном подшипнике радикально снижено за счёт подачи в шахту воздуха от внешнего бесшумного компрессора POU1. Такой же принцип используется в тангенциальном тонарме Air Float Liner Tracking Arm AFU1-2, который свободно перемещается на воздушной подушке. Подробно я его описывал в предыдущей публикации.

А вот головка у нас в это раз другая - Ikeda KAI в корпусе ручной работы из алюмита (сплава алюминия и железа с добавлением обсидиана) с титановыми вставками. Лёгкая катушка имеет лишь несколько витков, поэтому выходное напряжение всего 0,19 мВ, а сопротивление 2,5 Ома. Кантилевер выполнен из бора, профиль алмазной иглы Micro Ridge. Масса картриджа 11,5 г, рабочий диапазон 10 Гц – 45 кГц. 

Система CS Port

Фонокорректор CSPort C3E Qm2 рассчитан на подключение ММ и МС картриджей, в последнем случае используются повышающие трансформаторы собственной конструкции. Тракт построен на локтальных лампах Siemens C3g. Эти уникальные и безумно дорогие в наше время пентоды были разработаны в Германии в середине прошлого века для дальней телефонии. У них золотые сетки, колоссальный рабочий ресурс, малые шумы и мизерный микрофонный эффект. 

Питается корректор от металлогидридных аккумуляторов, одной зарядки хватает на пять часов работы. Режимы заряд – разряд высвечиваются на лицевой панели.

Как и в прошлый раз, корректор работал у нас в режиме MM, а для усиления сигнала с головки были задействованы МС-трансформаторы Phasmation T2000. Это новая, радикально улучшенная конструкция с усовершенствованной структурой обмоток и архитектурой двойное моно – трансформаторы установлены в раздельных корпусах массой почти 5 кг каждый. Усиление у них 26 дБ в диапазоне 10 Гц - 100 кГц, оптимальное сопротивление подключаемых картриджей – от 1,5 до 40 Ом, т.е. Ikeda KAI вписывается идеально. 

Предварительный усилитель CSPort C3PR – аккуратная серебристая коробочка с крупным дисплеем на лицевой панели. Принцип «двойное моно» реализован за счёт раздельных импульсных блоков питания, расположенных в изолированном отсеке корпуса.

Предварительный усилитель CS Port

В каждом канале предусилителя два каскада усиления на тех же C3g, но в триодном включении и с выходными драйверами на полевых транзисторах. Обратная связь в звуковом тракте отсутствует. Балансные входы и выходы реализованы на уникальных трансформаторах собственного изготовления. Регулятор громкости релейный (контакты платина + золото), лестничного типа, т.е. в любом положении на пути сигнала лишь два резистора. Шаг аттенюатора можно задать от 0,5 до 5 дБ простым нажатием ручки. Баланс устанавливается в пределах ± 3,5 дБ с шагом 0,5 дБ. Предусмотрено три шага подъёма басов Bass Boost по два децибела каждый на частоте 100 Гц. Входное сопротивление преда всего 7 кОм (и оно не зависит от положения регулятора громкости), так что источник должен быть рассчитан на такую нагрузку.

В названии усилитель мощности GM70PA-C зашифрована его главная особенность: выходные каскады построены на российских прямонакальных триодах ГМ-70, причём это редкий вариант с медными анодами (Cuprum). Лампы работают в однотактном режиме, и в каждом канале всего два каскада с непосредственной связью. Для предварительного усиления и одновременной раскачки ГМ-70 используется всё тот же уникальный пентод C3g. Выходные трансформаторы на ленточных броневых сердечниках имеют секционированные обмотки, что позволило расширить рабочую полосу до 30 кГц. Демпинг-фактор для однотактника без обратной связи очень приличный - 2,8 на четырёх Омах и 5,6 на восьми.

Усилитель мощности CS Port

Блок питания импульсный, с «аналоговыми» стабилизаторами напряжения и фильтрами, отсекающими ВЧ-помехи.

Усилитель может работать в трёх режимах – Normal, Bridge и Dual Mono. Последний пригодится для подключения акустики по bi-amping, и здесь уже потребуется два оконечника. Мощность на выходе зависит от сопротивления нагрузки: 2 х 20 Вт (8 Ом), 2 х 30 Вт (4 Ом) и 60 Вт в мостовом режиме на восьми омах. Отдельных выходов для акустики 4 и 8 Ом не предусмотрено, и в этом есть определённый смысл – при любой нагрузке вторичная обмотка трансформатора задействована полностью.

И, наконец, сама акустика. Трёхполосные напольные системы Skyluxe Star тайваньского производителя Lawrence выполнены, в основном, на немецких головках Accuton с керамическими диффузорами. На НЧ-и СЧ полосах задействовано по одному 5- и 9-дюмовому драйверу, верхний диапазон озвучивается дюймовым твитером Jantzen с алмазным куполом. Ещё один твитер Accuton такого же калибра установлен сзади для увеличения глубины звуковой сцены. Чувствительность систем 89 дБ, рабочий диапазон 28 – 40000 Гц. Корпус непростой – с перегородками и фазоинвертором для средней полосы. Отделка с восточным колоритом, но без раздражающих излишеств.

Трёхполосные напольные системы Skyluxe Star тайваньского производителя Lawrence

Трёхполосные напольные системы Skyluxe Star тайваньского производителя Lawrence

Забыть о технике

Для начала ставлю сборник The Rolling Stones [1], на котором собраны треки с четырёх более ранних альбомов. Они записывались в разное время в разных студиях, поэтому характер звучания у них тоже разный, но отличия тем заметнее, чем выше звуковое разрешение системы. С компонентами CS Port они совершенно очевидны – от трека к треку меняется не только музыкальный спектр, но также пространственная атмосфера и глубина сцены. Некоторые композиции совсем «плоские», а другие будто записывались в огромном зале. А ведь я этого так явно никогда не замечал.

Также удивил крепкий, убедительный удар, совершенно не характерный для однотактных усилителей. Барабаны, бас-гитара, утяжелённые гитарные риффы – убедительно, энергично. Тут, очевидно, сказывается хитрая система питания выходных ламп без просадки анодного напряжения на пиках громкости. Наряду с драйвом имеем и все прелести классического сингл-енда – непринуждённость подачи, предельно отмытый верх и, конечно, ту самую теплоту в среднем диапазоне, обусловленную доминирующей второй гармоникой. В целом – вполне адекватно для рок-музыки и не без изящества. Слушать интересно.

Концертная запись Эллы Фитцджеральд и Дюка Эллингтона [2] сделана на лету, прямо с пульта, и хорошо, что на Verve не стали ничего исправлять. В нашей системе – полный эффект присутствия: буквально вокруг шум и аплодисменты зала, а перед нами сцена. Струна контрабаса – чувствительный удар по ушам, рояль живой, про вокал и говорить нечего, передаётся даже дыхание. Инструменты второго плана действительно расположено чуть сзади, перспектива в глубину весьма ощутима. И что мне особенно импонирует, отсутствует ощущение воспроизведения как механического процесса, т.н. аппаратный фактор практически не проявляется. 

Комплимент в адрес предварительного тракта: хорошо знаю, как звучат C3g, у самого корректор на паре этих пентодов. Они сочетают скорость и детальность с высоким усилением, что позволяет строить простые и очень прозрачные каскады усиления. У CSPort особый подход к питанию и отличные балансные трансформаторы, поэтому и фонокорректор, и предварительный усилитель буквально исчезают из тракта. В данном случае мы слышим пластинку, особенности усилителя мощности и акустики, и больше ничего в системе как бы и нет. Регулятор Bass Boost в C3PR тоже работает как-то незаметно, от, по всей видимости, некая рум-коррекция, которая в нашем помещении оказалась малоэффективной. 

Симфоническая музыка считается жанром, не слишком подходящим для однотактных усилителей, и чтобы проверить это на практике, запускаю по очереди три пластинки из своей коллекции [3], [4], [5]. Возможно, в первые минуты акустика с 15-дюймовыми диффузорами произвела бы более сильный эффект масштабом и динамикой, но в данном случае на себя сразу обращает внимание точность и достоверность тембров, определяющее натуральность звучания инструментов. Да и с масштабом проблем нет, и хорошо то, что усилитель не старается вывалить на слушателя весь саунд без разбора, даже на tutti сохраняется чёткий музыкальный строй и порядок в звуковой сцене. Можно сосредоточиться на партии духовых или струнных, внимательно прислушаться к первой скрипке – система всё покажет с подробностями, сохраняя цельность картины с её плавным движением. Бережно преподносятся тонкие нюансы на тихих фрагментах, даже шумы пластинки не мешают услышать, как из тишины буквально всплывают первые такты музыки. Переходы от piano к forte мгновенные и по всей ширине сцены, как при живом исполнении, при этом буквально ощущаешь объём зала, в котором устанавливались микрофоны. Копия музыкального события получается на редкость впечатляющей. 

Я намеренно показываю возможности системы на классической музыке, как самой сложной для воспроизведения. Разумеется, и другие жанры звучат совершенно адекватно, по ходу теста мы ставили самые разные пластинки, и ни одна из них не дала поводов для критики. Вот, например, Michael Bublé [6] – прекрасная запись на молочно-белом виниле, с мощным басом, прекрасным вокалом и фантастически красивым верхом. И быстро понимаешь, что лёгкую музыку этой системе играть не интересно, ей явно хочется чего-то более сложного, масштабного, с резкими динамическими контрастами и концертной атмосферой. Или этого уже хочется мне? Так или иначе, влияние техники на (под)сознание совершенно очевидно.

Музыка:

1. Rolling Stones, «Sucking the Seventies». Virgin Records, 1981

2. Ella Fitzgerald, Duke Ellington, «At Cote D'azur». Verve, 1967

3. Maria Callas, Giacomo Puccini «La Boheme». Vinyl Passion, 1957 

4. L.V. Beethoven, «Fidelio». Herbert von Karajan, Berlin Philharmonic Orchestra. Deutsche Grammophon, 1976 

5. Igor Stravinsky, «The Firebird». London Symphony Orchestra, Claudio Abbado. Deutsche Grammophon, 1975 

6. Michael Bublé, «Love». Reprise, 2018

Система: 

  • Проигрыватель Air Float Turntable TAT2M2 ($27 000)
  • Воздушная помпа CSPort POU1 ($4 550)
  • Тангенциальный тонарм CSPort Air Float Liner Tracking Arm AFU1-2 ($15 500)
  • МС-картридж Ikeda KAI ($7 975)
  • Прибор для снятия статики CSPort IME1 ($1 600)
  • Повышающий МС-трансформатор Phasmation T2000 ($10 995)
  • Фонокорректор CSPort C3E Qm2 ($18 000)
  • Плата проигрывателя CSPort LPB2 ($1 370)
  • Предусилитель CSPort C3PR ($27 500)
  • Стерео усилитель мощности CSPort GM70PA-C ($30 970)
  • Акустические системы Lawrence Skyluxe Star ($50 000)
  • Изолирующий трансформатор Acrolink Isolation Transformer ($27 000)
  • Стойка TAOC SSR-4, SSR-3 ($2 950, $2 300)
  • Плита под проигрыватель CSPort LPB2 ($1 370)

Кабели:

- межблочные Nanotec Systems Line Cable 211/F1 ($937)

- акустические Nanotec Systems SP#79 PTC-1T-W (пара $3 150)

- силовые: Acrolink Premium ($16 000)

Проигрыватель Air Float Turntable TAT2M2

Производитель: CSPort Audio (Япония) 

https://www.csport.audio/ja/

Привод: пассиковый || Опорный диск: нержавеющая сталь, масса 18 кг || Шасси: гранит, 80 мм, 4 опоры || || Количество двигателей: 1 || Двигатель: постоянного тока, бесколлекторный || Блок питания: внутренний || Количество тонармов: один, тангенциальный|| Тонарм: Air Float Liner Tracking Arm AFU1-2 || Точность скорости вращения: ±0.3% || Детонация: менее 0,04% || Выходы: 2 х RCA || Габариты: 440 ×128 × 320 мм || Масса: 37 кг || Цена: $27 000 в рублях по текущему курсу 

Предварительный усилитель C3PR

Аналоговые входы: 2 х RCA, XLR || Аналоговые выходы: RCA, XLR || Диапазон усиливаемых частот: 20 Гц – 20 кГц (+0/1 дБ) || Усиление: 16 дБ || Максимальное входное и выходное напряжение: 4 В || Отношение сигнал/шум: -100 дБ || Коэффициент гармоник: 0,05% (1 кГц, 250 мВ) || Выходное сопротивление: >50 Ом || Входное сопротивление: 7 кОм || Регулировка баланса: ± 3.5 дБ || Потребляемая мощность: 60 ВА || Габариты (Ш х В х Г): 470 × 90 × 400 мм || Масса: 14 кг || Цена: Цена: $27 500 в рублях по текущему курсу

Усилитель мощности GM70PA-C

Аналоговые входы: RCA, XLR || Аналоговые выходы: акустические винтовые х 4 || Диапазон усиливаемых частот: 20 Гц – 30 кГц || Выходная мощность Normal/Bridge: 2 х 30 Вт (4 Ома), 2 х 20 Вт (8 Ома)/60 Вт || Отношение сигнал/шум: > 90 дБ || Коэффициент гармоник 1/10 Вт: 0,2/07% || Усиление: 21 дБ || Чувствительность: 1 В || Демпинг-фактор: 2,8 (4 Ома), 5,6 (8 Ом) || Потребляемая мощность: 400 ВА || Габариты (Ш х В х Г): 470 × 201×430 мм || Масса: 27 кг || Цена: Цена: $30 970 в рублях по текущему курсу

Вернуться к списку