Продукция
Головки звукоснимателя МС
Фонокорректоры ММ/МС
Тонармы
Повышающие МС трансформаторы
Виниловые проигрыватели
Фонокабели
Стойки для аппаратуры и aксессуары
Акустика для дома
Рупорная акустика
Ламповые и гибридные усилители
Межблочные кабели
Акустические кабели
Сетевые аудио кабели
Транзисторные усилители
Аудио ЦАП

Как выбрать головку звукоснимателя МС?

Правильный выбор головки звукоснимателя МС —  весомый вклад в звучание всей аудио системы. При подборе головки следуйте рекомендациям экспертов.

Практика показывает, что бюджет, отведённый на головку звукоснимателя, составляет 5-10% от стоимости всей аудиосистемы. Однако можно утверждать, что вся электронно- механическая часть системы (с заглавной ролью вертушки) служит только тому, чтобы создавать идеальные условия головке следовать по канавке грампластинки и считывать музыкальную информацию. Именно головка звукоснимателя, это маленькое электромеханическое устройство с микропроцессором, сообщает всей вашей аудиосистеме информацию, спрятанную в 800-метровой канавке типичного аналогового диска.

И если ваш бюджет сформирован, внимательно изучите эти три пункта перед покупкой:

  • Соотношение цена/качество
  • Совместимость головки с тонармом и фонокорректором
  • Форма наконечника иглы

Соотношение цена/качество

Головки звукоснимателя МС -  сложнее и дороже ММ. Звукосниматели МС позволяют добиться более верного воспроизведения музыки. В звукоснимателях с подвижной катушкой (moving coil, MC) используется тот же самый физический принцип, что и в moving magnet (MM), но магниты при этом остаются неподвижны, а движутся катушки.

Звукосниматели с подвижной катушкой имеют гораздо меньшую движущую массу, чем головки с подвижным магнитом. Этот фактор обеспечивает им лучшее следование по канавке и более хорошую переходную характеристику. Из-за особенностей своей конструкции звукосниматели с подвижной катушкой имеют несменяемую иглу, служащую примерно 1000 часов, и если возникнет необходимость её замены, звукосниматель придётся отправлять изготовителю.

Стоимость качественных МС головок высока и варьируется от $2 500 до десятков тысяч долларов. Поэтому на первый план при выборе МС головки выходит параметр цена/качество.

Вы спросите, зачем тратить столько денег на то, что прослужит всего 1000 часов, да к тому же может случайно сломаться? Похожий вопрос: «Зачем покупать хорошие шины, если они быстро изнашиваются?».  «Потому что хорошая резина может спасти мою жизнь, а звукосниматель - навряд ли» - возразите вы. Но разве качество жизни (удовольствие от прослушивания музыки) не на первом месте в списке наших приоритетов?

Совместимость головки с тонармом и фонокорректором

Тема согласованности тонарма с головкой звукоснимателя разбиралась в предыдущей статье. Перейдём к подбору фонокорректора.

Выходное напряжение звукоснимателей МС колеблется от 0,15 мВ до 2,5 мВ. Столь широкий диапазон выходного напряжения требует согласования коэффициента усиления фонокаскада с выходным напряжением звукоснимателя.

Есть много фоно предусилителей, сконструированных для обоих типов звукоснимателей -  ММ и МС. Например, ламповый фонокорректор Ypsilon VPS 100. Некоторые предусилители предназначены только для  МС либо только для ММ. Есть такие, которые созданы специально для головок «среднего» выходного напряжения. 
С другой стороны, существуют и высоко производительные MC головки. Некоторые фонокорректоры позволяют регулировать коэффициент усиления фонокорректора, что обеспечивает широкий выбор головок с различными уровнями выходного сигнала. Для высокопроизводительных МС головок обычно необходимо усиление 36-44 дБ, средняя потребность составляет 48-52 дБ, а для конструкций с низким уровнем требуется 58-70 дБ.

Как правило, фоно предусилители MC для звукоснимателей с низким выходом можно настроить  с различными значениями «резистивной» нагрузки на выбор. Резистивная нагрузка влияет на высокочастотные характеристики конструкций MC, поэтому её значения важны. Типичные значения нагрузки - 10, 20, 50, 100, 500 и 1000 Ом. Большинство фонокрректоров имеют переключатель, позволяющий легко изменять значения. Иногда крошечные переключатели,  находящиеся внутри устройства,  регулируют нагрузку автоматически. В любом случае, вам нужно проверить свой фонокорректор MM/MC на предмет того, каким образом выполняются эти регулировки. 

Форма наконечника иглы: сферическая, эллиптическая, линейная

Существует большое разнообразие форм игл головок звукоснимателей.
Их можно разделить на три класса: сферические, эллиптические и линейные.
Считается, что сферические иглы являются базовыми - более доступными и простыми в использовании. Они долговечнее эллиптических и линейных, поскольку обеспечивают наименьший поверхностный  контакт, но не демонстрируют такую же высокую музыкальную информативность, как эллиптические и линейные.

Эллиптическая форма в максимальной степени соответствует конфигурации иглы рекордера, что позволяет избежать искажений неогибания и эффекта выталкивания. Она позволяет также лучше следовать за модуляцией высокой частоты и распределяет давление на большую площадь, что уменьшает износ пластинки. Классическая эллиптическая игла была  разработана Йошиаки Сугано — легендарным изготовителем головок звукоснимателей Koetsu. Она называется Vital и напоминает форму мяча для регби.

Линейные иглы «micro line» или «micro ridge»  сложнее изготавливать, чем эллиптические или сферические, поэтому они более дорогие. Именно эти иглы способны к прецизионному слежению канавки. Линейный профиль алмазного наконечника иглы у головок звукоснимателей Phasemation

Желаем приятного прослушивания!
Hi-End Centre

Вернуться к списку